О народном образовании

Начальное народное образование. — Содержание: I. Начальное народное образование вообще. II. Начальное народное образование за границей: Австро-Венгрия, Англия, Бельгия, Болгария, Германия, Голландия, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Румыния, Сербия, Североамериканские Соединенные Штаты, Турция, Франция, Черногория, Швейцария, Швеция. Япония. III. Начальное народное образование в Финляндии. IV. Начальное народное образование в России: 1) история, 2) современное положение. V. Статистика Н. народного образования в России (таблицы). Литература.

_________________________________

Статистика начального народного образования находится в России в очень печальном состоянии. Правильной, однообразной и простой классификации начальных школ, которая составила в других государствах предмет долгих и трудных работ, у нас до сих пор нет. Существует много разрядов начальных училищ, ничем в сущности между собой не отличающихся, но имеющих различные названия. Специального статистического исследования начального народного образования, обнимающего собой всю Россию, ни разу еще произведено не было. Не издается в России и общих ежегодных отчетов о состоянии народного образования, охватывающих всю Империю и все разряды начальных училищ. Всеподданнейшие отчеты министерства народного просвещения заключают в себе только сведения об училищах, находящихся в его ведении, и притом сгруппированные по учебным округам, без подразделения на губернии. Отчеты эти выходят очень поздно (через 4—5 лет после отчетного года) и для публики почти недоступны, так как в продажу не поступают. Наиболее достоверные и тщательно проанализированные позднейшие (к 1 января 1893 г.) сведения о состоянии в России начального народного образования заключаются в частной работе Ф. Ф. Ольденбурга, изданной в 1896 г.; но она обнимает не всю Россию и на основании ее могла быть составлена только таблица I. Таблица II, заключающая в себесведения об остальной России, составлена по данным работы, представленной министерством народного просвещения на Всероссийскую нижегородскую выставку 1896 г. Данные эти относятся к 1 января 1894 г. Из отдельных рубрик наименее точны и удовлетворительны сведения относительно иноверческих конфессиональных училищ (табл. I). Общее число существовавших в России в 1893—94 гг. правильно организованных народных училищ во всяком случае не выше, а скорее ниже показанного в таблицах, так как по некоторым губерниям и областям оказалось невозможным выделить еврейские хедеры и магометанские мектебе, являющиеся, по типу, однородными с православными школами грамоты.