Тема 1. Компьютер как техническое средство обучения

 
 
На современном этапе реформ образования серьезные изменения связаны с внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс. Именно использование информационных технологий позволяет решить основное противоречие современной системы образования — противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Применение ИКТ на уроках дает возможность в любой момент извлечь из памяти и использовать языковой материал, относящийся к разным разделам изучаемого иностранного языка, проводить углубленное структурирование данного материала, располагать его в любой приемлемой форме (линейно-блочном, в виде трехмерного пространства), использовать цвет, анимацию, графические и звуковые возможности, регулировать динамическую последовательность их предъявления. Более адекватная форма презентации языковых знаний дает положительный психологический эффект, в результате обеспечивается лучшее понимание языкового материала.
В настоящее время компьютер можно рассматривать как специфический вид технических средств обучения, который в силу своих технических возможностей, определяет новые перспективы совершенствования учебного процесса. Данный вид технических средств обучения предоставляет возможность адаптировать учебный материал в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, обеспечивать многотерминальность, то есть одновременную работу группы пользователей, осуществлять интерактивность, а также контролировать индивидуальную работу учащихся во внеурочное время. Внедрение компьютера в учебный процесс придает ему новый характер: являясь по форме индивидуальным и самостоятельным, он становится по сути контролируемым и управляемым.Компьютер также способствует накапливанию статистической информации в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных/неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий и т.п.), преподаватель судит о степени и качестве сформированности знаний у учащихся определенной ступени обучения за определенный промежуток времени.С помощью специальных программ или баз данных учителя в процессе организации занятия могут обратиться практически к любому оригинальному тексту на изучаемом языке.
Ценным представляется и использование на уроках иностранного в школе Flash-анимаций. Очень часто учителя  прибегают к заучиванию текста песни с флэш-анимацией, к технологии караоке, т.е возможности повторения песни построчно за дикторами-носителями языка, а также используют тексты, сопровождающиеся анимацией. Запись, сделанная носителями языка, удобный интерфейс, игровая форма позволяет заинтересовать ученика и добиться определенных результатов на самом значимом этапе  изучения иностранного языка - аудирование - на котором осуществляется понимание иностранной речи на слух. Кроме этого, подобные флэш-анимации с озвученным текстом можно использовать и во время объяснения определенных тем в качестве примеров.
Отличительными характерологическими признаками ПК в качестве электронного ТСО являются автоматичность и наличие обратной связи. Дидактическими преимуществами ПК по сравнению с другими средствами обучения являются: полифункциональность, интерактивность, диалоговое взаимодействие, многообразие возможных режимов организационных форм работы. В качестве средства обучения компьютер способен реализовать все преимущества ТСО. В то же время применение компьютеров в процессе обучения регламентировано требованиями, предъявляемыми к техническим устройствам, и должно соответствовать определенным принципам. В компьютерной лингводидактике релевантными считаются следующие принципы использования ТСО:

  • обусловленности;
  • необходимости;
  • информативности;
  • надежности.

Принцип обусловленности.
Предписывает четкое определение условий применения ПК в зависимости от содержания, целей и этапа обучения, возрастных особенностей пользователей, а также используемой методики обучения.
Принцип необходимости.
Обуславливает применение ПК только в том случае, если это позволяет повысить эффективность учебного процесса по какому-либо параметру, а именно: увеличить скорость усвоения материала, активизировать речевую деятельность, достичь учебной цели наиболее рациональным способом, облегчить работу преподавателя или обучаемого, сократить время обучения;
Принцип информативности.
Раскрывает преимущества компьютера в качестве средства справочно-информационного обеспечения учебного процесса, поскольку ПК позволяет пользователю получить максимальное количество информации за кратчайшее время. Кроме того, среди ТСО компьютер наиболее всего соответствует информативно-речевому характеру обучения ИЯ.
Принцип надежности.
Указывает на необходимость проведения экспериментальной проверки каждой компьютерной программы для обучения, а также на наличие этапа организационной подготовки к занятию с использованием ПК.
3. Какие функции может выполнять компьютер в процессе обучения иностранным языкам?
Выделенные функции компьютера в обучении языкам, можно объединить в две большие группы:

  • функции, при реализации которых ПК выполняет роль одного из участников учебного процесса (преимущественно обучающего);
  • функции ПК в качестве инструмента деятельности.

Функции преподавателя и учащегося взаимно дополняют друг друга, поэтому процессы компьютеризации их деятельности тесно взаимосвязаны, компьютерные средства, имитирующие определенный аспект деятельности обучающего, являются одновременно инструментом работы обучаемого. Например, справочно-информационные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как средства, реализующие информативную функцию преподавателя, а с другой стороны, в качестве инструмента информационной поддержки деятельности обучаемого.
В качестве инструмента деятельности и преподаватели и обучаемые используют преимущественно компьютерные средства общего назначения, специально не предусматривающие выполнения задач обучения. К таким средствам относятся, прежде всего, разнообразные текстовые редакторы, обеспечивающие техническую поддержку процесса обучения и позволяющие пользователям тиражировать учебные материалы, оформлять задания (рефераты, курсовые и контрольные работы), работать над созданием новых текстов.
Информационную поддержку процесса обучения оказывают различные программы типа баз данных (БД) и информационные ресурсы системы Интернет, с помощью которых и преподаватели и обучаемые могут получить актуальную и исчерпывающую информацию по всем интересующим их проблемам. Реализация функции компьютера как инструмента общения обучаемого стала возможной благодаря специальным устройствам связи, позволяющим передавать и получать информацию на базе компьютера (электронная почта E-mail, осуществляемая с помощью факс-модема).
Профессиональная поддержка деятельности преподавателя с помощью компьютера как инструмента деятельности осуществляется с использованием специальных средств, создаваемых для этих целей. К таким средствам относятся преимущественно генеративные программы и экспертные системы.