Лингводидактические возможности применения компьютера в учебном процессе по иностранному языку

1.                При обучении фонетике - о приемах визуализации произношения с помощью ПК.
ENJOY ENGLISH WITH PROFESSOR HIGGINS.
В данной программе прежде всего учащийся слышит эталонную речь, так называемый акцент “Би-Би-Си” или “Оксбрижд”, который признается нормой формальной речи на английском радио и телевидении. Владея им, вы можете быть уверены, что вас поймут в любой англоговорящей среде.
Занятия по курсу позволяют увидеть на экране сходство и различия в звучании эталона и собственной речи. Сравнивая график звучания своей речи с речью носителя языка, учащийся может не только услышать, но и увидеть свои успехи и промахи: интенсивность звучания, долготу звуков, необходимость придыхания перед произнесением отдельных согласных, отсутствие оглушения согласных в конце слов и т.д. Причем, добиваться правильного звучания можно самостоятельно, затрачивая на это столько времени и попыток, сколько необходимо.
В организации учебного материала соблюдается дидактический принцип от “простого к сложному”, “от легкого к трудному”. Программа “ведет” от звука к слову, от слова к фразе и от фразы к сверхфразовому единству.
Все действия расписаны пошагово и подробно изложены в “Руководстве пользователя”, прилагаемом к диску. Поэтому программа может быть успешно использована как начинающим изучать английский, так и человеком, уже имеющим некоторый опыт. Соответственно, начинающему рекомендуется пройти весь курс фонетики с начала до конца. Если же пользователь владеет знаниями о звуках, буквах, буквосочетаниях английского языка, то ему не помешает скорректировать свои произносительные навыки и отшлифовать речевые умения, перейдя сразу к разделам “Диалоги”, “Поговорки”, “Скороговорки”.
Особого упоминания заслуживает раздел “Диалоги”, где учащийся может найти материал, связанный с одной из тем, указанных в меню раздела, например, “Покупки”, “Дом”, “Телефон” и др. Диалоги сопровождаются переводом каждой из реплик на русский язык, а также графиком звучания, который поможет овладеть интонацией данной реплики. Тексты диалогов написаны и озвучены носителем языка поэтому гарантируют полную аутентичность речевого материала.
Разделы “Поговорки” и “Скороговорки” предназначены для обогащения словарного запаса и увеличения темпа речи. Скороговорки, например, можно слушать на трех скоростях, постепенно ускоряя темп собственной речи. Как известно, темп речи, приближающийся к скорости естественной речи англичан, также может служить показателем успеха в овладении иностранным языком.
Большую помощь может оказать раздел курса “Справка по теории”. Туда следует обращаться в случаях, когда неясно, как именно артикулируется какой-то конкретный звук английского языка, как читается буква или сочетание букв в том или ином окружении. Программа выдаст не только соответствующее лингвистическое определение, но и покажет схему органов речи, положение языка и губ в момент произнесения данного звука.
Процесс корректировки произношения с помощью графика не только полезен, но и увлекателен. Поработав с программой несколько минут, вы почувствуете настоящий азарт, желание воспроизвести график нужной формы, регулируя свой голос и интонацию. В “Руководстве...” дается описание всех возможных вариантов ошибок, которые вы увидите на графике и объясняются пути их устранения.
Помимо этого имеется возможность одновременно с обучением устной речи формировать навыки чтения и письменной речи, что делает программу “Профессор Хиггинс” многофункциональной. Так, раздел “Диктант” предназначен для того, чтобы обучить правильно распознавать отдельные лексические единицы на слух и правильно их писать. Как известно, английский язык славится частым несовпадением графического и звукового образов слова, поэтому данный раздел может быть особенно полезен людям с несовершенной зрительной памятью, а также на этапе подготовки к обучению чтению. Ведь читая текст, человек обязательно внутренне его проговаривает, поэтому одновременное запоминание написания и звучания слова оказывает неоценимую помощь при обучении чтению.
Программа “Профессор Хиггинс” содержит также курс по грамматике английского языка, который может быть использован как справочный материал, хорошо проиллюстрированный примерами и снабженный упражнениями.
Несомненное достоинство курса грамматики заключается в том, что каждый из его 130 уроков курса посвящен одному из достаточно дробных грамматических разделов. Уроки состоят из двух частей: объяснения данной грамматической конструкции и нескольких подстановочных упражнений. Уроки можно выбирать произвольно с учетом их необходимости в процессе обучения.
Программа позволяет ученику проверять себя в процессе выполнения упражнений: правильный ответ “принимается” компьютером. Если же ответ неверен, то ученик имеет право еще на две попытки, после чего компьютер сам подсказывает верный ответ.
Этот грамматический раздел удобен для использования не только в процессе индивидуальных занятий, но и во время занятий группы в компьютерном классе. Учитель может легко контролировать работу нескольких учеников, так как ошибочные ответы учащихся высвечиваются на дисплее другим цветом, а в конце работы учитель и ученик получают информацию о количестве допущенных ошибок и времени, затраченном на работу.
Программа “Профессор Хиггинс” рассчитана на любого, кто проявляет интерес к изучению английского языка. Ее можно эффективно использовать в любом школьном возрасте при условии, что дети знакомы с наиболее употребительной лингвистической терминологией на родном языке, а также в обучении студентов и взрослых. С ее помощью можно формировать, совершенствовать и корректировать произносительные навыки на английском языке, систематизировать и восполнять пробелы в грамматических знаниях.
2. При обучении грамматике - о формировании рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования; о формировании продуктивных грамматических навыков преимущественно письменной речи; о контроле уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ; об оказании справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях). 
English Grammar in Use
Программа, в которой чередуются теоретические уроки и практические упражнения по английскому. Упражнения сопровождаются картинками, поэтому вам будет легко усвоить материал. 
Данный курс применим как для работы с классом, так и для индивидуальных занятий. Грамматика в нем дается на примерах из разговорного языка, что значительно пополняет лексический запас обучаемого. Обилие примеров и иллюстраций к ним помогает запомнить и лучше понять те или иные грамматические конструкции.
Sentence Exerciser
Набор тестов по грамматике английского языка. Разные упражнения посвящены разным темам и правилам. В основном, в упражнении нужно будет выбрать правильный ответ из нескольких вариантов, но не просто кликнуть мышкой, а написать ответ, а, как известно, при написании, слова запоминаются намного лучше.
3. При обучении лексике - о формировании рецептивных лексических навыков чтения и аудирования; о формировании продуктивных лексических навыков преимущественно письменной речи; о контроле уровня сформированности лексических навыков на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; о расширении пассивного и потенциального словарей обучаемых; об оказании справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). 
Language Study - программа для расширения словарного запаса по иностранному языку. На экран выводится небольшое окошко, которое закрепляется поверх других окон. На нем сначала показывается слово или выражение, а затем его русский перевод. Получаяется аналог словарных карточек.
Программа BX Language acquisition предназначена для заучивания написания и произношения иностранных слов.
Заучивание слов основано на накоплении статистики Ваших ответов на задания программы. За каждое правильно выполненное задание Вы получаете определённое количество баллов. За каждую ошибку баллы с Вас снимаются. В каждом следующем упражнении обязательно будут преобладать задания с наименьшим баллом, некоторое количество новых заданий, а также задания на повторение выученного. При наборе определённого количества баллов задание считается условно-выученным. Вы имеете возможность настройки балльной системы и системы повторения выученного материала
4. При обучении чтению - о формировании навыков установления звукобуквенных соответствий;об обучении технике чтения вслух; о совершенствовании навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста ит.д.; о закреплении рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; об овладении умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.); об обучении различным видам анализа текста; о формировании умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; об оказании справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); о контроле правильности и глубины понимания прочитанного текста. 
Сказочный курс обучения чтению на английском языке
Каждый урок включает в себя следующие элементы:
o        Изучение небольшой порции новых наиболее часто встречающихся слов.
o        Повторение слов, изученных на прошлом уроке.
o        Закрепление слов, изученных два урока назад.
o        Простые упражнения для запоминания слов.
o        Небольшой отрывок сказки для чтения.
o        Практически дословный перевод отрывка.
Объем отрывка сказки для чтения от урока к уроку очень плавно увеличивается: от одного предложения в течение семи первых уроков до одной страницы на последующих стадиях обучения. К концу курса пользователь должен свободно читать до 10 страниц в час.
Причем, уроки построены так, что когда приходит очередь чтения, ученик знает все слова, входящие в отрывок. Таким образом, сам процесс чтения доставляет одно только удовольствие, что очень важно с психологической точки зрения.
5. При обучении аудированию - о формировании фонетических навыков аудирования; о контроле правильности понимания прослушанного текста.
Профессор Хиггинс. Английский без акцента! Эта обучающая программа для изучения английского языка состоит из двух курсов: курса фонетики и курса грамматики. Учащийся имеет возможность сравнивать свое произношение с оригиналом не только на слух, но и визуально, по системе графического отображения звука на экране монитора. Курс грамматики состоит из 130 уроков. Каждый урок раскрывает определенную грамматическую тему.
6. При обучении говорению - о формировании фонетических навыков говорения; об организации общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ. 
"Учи английский в охотку"  - мультимедийный комплекс для самостоятельного изучения английского языка. Основная цель — развивать и совершенствовать навыки иностранного языка: говорить, понимать, читать, писать
o        Линейная (последовательная) подача экзаменационного материала. Ученик только после успешного прохождения упражнений текущего Урока имеет физическую возможность начать обучение по следующему Уроку. Удивлены? А разве не удивительно обратное? Может быть, вы припомните школьный или студенческий предмет, который изучался не линейно? Страх Авторов, желание угодить всем, дают ту свободу людям, занимающимся самообразованием, с которой зачастую они не знают, что делать и, как следствие, это приводит к рассеяности внимания, снижения концентрации и, в конечном итоге, мотивации.
o        Продуманный алгоритм повторения. «В охотку!» решает проблемы определения объема  необходимого повторения пройденного и требуемого качества этого повторения.
o        Разнообразие упражнений. Сейчас в программе 12 разнотипных упражнений. Заложенный алгоритм их формирования позволяет несложно увеличивать это число при необходимости, создавая как абсолютно новые, так и близкие модификации к существующим. Да, это позволяет сделать процесс интереснее, но данный аспект не столь значителен, поскольку не наблюдается прямой зависимости между количеством упражнения и интересом в обучении. Главное – это возможность Автору Учебных Баз варьировать сложность, напряженность, объем подачи материала! ВСЕ без исключения мультимедийные учебники предлагают фиксированный объем тестовых упражнений на каждую реплику (фразу, предложение), без учета их сложности, актуальности, цитируемости. Почему? Да просто это очень сложно – делать персонифицированную, по-настоящему авторскую базу, следить за развитием пользователя как Ученика… Гораздо проще бездушно «нарезать» текст на предложения или фразы и дать на каждое заранее известный объем упражнений. Конечно, труднее предугадывать потенциал Ученика в каждый момент обучения с тем, что бы предложить ему самые эффективные комбинации упражнений для закрепления материала в памяти.
o        Продуманная логика подачи материала
o         Подача грамматических карточек не только перед упражнениями на их закрепление, но и их повторение потом. Часто изучение грамматики до получения навыка аудирования сравнивают с телегой, которую поставили впереди лошади. И действительно, наибольший эффект от ознакомления с иностранной грамматикой приобретается, когда подаются сведения (правила) о существовании которых ты догадывался рефлекторно их используя, но только не знал до этого, как они называются. От вовремя поданной грамматики вы испытаете едва ли не удовольствие!
o         Чередование упражнений на усмотрение Автора. Ещё раз повторимся, формирование плана занятий «В охотку!» - это не просто столбик фраз, для которых заготовлено N-ное количество упражнений. Это рисование двухмерных таблиц, где Автор сам решает, каким образом лучше всего закрепить материал в голове Ученика, не отпуская этот процесс на волю случая.
o         Практически отсутствует способ пополнения лексики через заучивание отдельных слов. Ассоциация с контекстом использования скорее приведет к осознанию спектра применения новой лексики.
7. При обучении переводу - о формировании лексических и грамматических навыков перевода; о контроле правильности перевода; об овладении умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода;об оказании справочно-информационной поддержки (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов).
QDictionary
Программа по переводу слов и словосочетания простым наведением курсора мыши на них. Просто наведите курсор мыши на интересующее Вас слово, и Вы увидите подсказку с его переводом. Словарная база словаря содержит более 50.000 слов и выражений. Вы можете добавлять свои слова, а также удалять и изменять значения уже существующих.