О происхождении гипер- и кибертекстов

  О. В. Сергеева         Блоги и вики как тексты представляют собой явления, обозначаемые понятиями «гипертекст» и «кибертекст». При всей их звуковой схожести эти понятия, «гипер-» и «кибер-», как я полагаю, стоит различать. Характеристики гипер- и кибертекстов по сравнению с традиционными линейными, представленными в  печатных книгах, можно обозначить, изучая практику становления текстов новых медиа. <strong>Происхождение гипер- и кибертекстов</strong> Концепция гипертекста связана с поисками такого формата для хранения и представления идей, который приближался бы к принципу работы человеческого мозга. Процесс мышления строится на ассоциациях, следовательно, фиксация мыслей в текстовом формате должна структурироваться согласно тем же самым принципам. Идеи о пределах выразительных возможностей традиционных текстов, запечатленных на бумаге, начали высказываться с середины XX века. Американский философ и теоретик в сфере информационных технологий Т. Нельсон в 1965 году провозгласил, что система книги не позволяет гибко приспосабливаться к интересам специфического читателя, однако система с компьютерно-управляемым дисплеем и ассоциированными множествами памяти создает новую удобную среду, позволяющую читателю находить его уровень, удовлетворять его вкус. Согласно утверждению Т. Нельсона термин «гипертекст» был изобретен уже в 1963 году, двумя годами раньше, чем это слово впервые появилось в печати. Концепция гипертекста излагалась Т. Нельсоном на конференции, состоявшейся в августе 1965 года, и была опубликована в итоговых материалах. В формировании концепции гипертекста фундаментальную роль сыграла идея Т. Нельсона о том, что ход размышления человека является нелинейным. «Мы думаем гипертекстуально, мы говорим гипертекстуально, так почему же мы не пишем гипертекстуально? Традиционное письмо подобно процессу преобразования дерева мыслей в их частокол» - таковы основные доводы Т. Нельсона в поддержку нового для середины XX века вида записи информации [7, 205]. В 60-е гг., давая определение гипертекста, Т. Нельсон подчеркивал, что гипертекст – это совокупность связанного материала, который почти невозможно хранить и представлять на бумаге, оптимальной и естественной средой для гипертекста является компьютер. Однако, в работе «Литературные механизмы» Вслед за Т. Нельсоном целый ряд исследователей приступили к техническому воплощению гипертекста. Инженер-информатик Дуглас Энгельбарт, глава Исследовательского центра роста в Сан-Франциско, был очарован способами, которыми вычислительная технология могла использоваться для усиления человеческого интеллекта. В результате его работа также послужила развитию концепции гипертекста и гипермедиа. Воплощая свои идеи на практике, Д. Энгельбарт соединил в виртуальное сетевое сообщество весь персонал организации, где он работал. В 1968 году Д. Энгельбарт на конференции специалистов по компьютерным технологиям организовал демонстрацию своей работы, что было не менее замечательно по воспоминаниям очевидцев, чем то, как если бы этот ученый посадил НЛО на лужайке Белого дома. На той конференции Д. Энгельбарт представил устройство ―oNLine System‖ (NLS), на платформе которого действовал интерактивный журнал, сохраняющий более чем 100 тыс. статей, сообщений, записок, связанных перекрестными ссылками, все из которых были доступны через связи гипертекста. Его выступление включало также «живую» видеоконференцию с сотрудниками, находящимися в лаборатории на расстоянии 30 миль. Прошедшая демонстрация впервые показала, что компьютерная технология может быть интерактивной, изданной в 1981 году, это определение им было несколько пересмотрено и изменено, поскольку Т. Нельсон явно включил туда также и печатные тексты, констатировав: «Под гипертекстом я просто подразумеваю произведение, содержание которого представлено в неупорядоченной нелинейной последовательности» [7, 207]. . Однако стремления Д. Энгельбарта были далеки от простой разработки интерактивного инструмента для человеческого труда или развлечения. В его работе ключевую роль играли идеи о том, каким образом действует человеческое сознание, строящееся не по строго линейному принципу, а как сеть мыслей. Используя сетевой принцип строения гипертекста, он теоретизировал о том, что может сделать интеллект людей более эффективным, и пытался создать метод совместного распределения знания. Название его книги 1962 года, в которой изложены основы NLS, определяет логику видения Энгельбарта: книга называлась «Усиление интеллекта человека: обоснование концепции». Идеи Д. Энгельбарта опережали свое время, и даже сегодня его вклад обычно широко не известен. Молодой программист, неизвестный никому вне пределов CERN (Centre Européen pour la Recherche Nucléaire, швейцарской лаборатории ядерной физики), независимо от ранее сделанных другими исследователями разработок повторно изобрел гипертекст. Это был англичанин Тим Бернерс-Ли, именно он, в конечном счете, создал «всемирную паутину». Он написал в своей книге «Сплетая сеть», что когда он приступал к работе в 1980 году по программе, названной им «Enquire» (сокращение от Enquire Within Upon Everything), он был смутно знаком с работой Т. Нельсона, и не знал идей Д. Энгельбарта. Задача «Enquire» состояла в том, чтобы решить немалые проблемы координации данных CERN'а. Лаборатория имела огромный массив информации по большому количеству исследований, сохраненных на множестве компьютеров и во множестве форматов. Проектируемый Т. Бернерсом-Ли «Enquire» должен был стать ключом решения этой проблемы. «Enquire» работал по принципу карты, сводящей в единую систему все сведения: страницы в системе напоминали перечень, и единственный способ создать новые страницы состоял в том, чтобы связаться с уже существующими. «Enquire» имел два вида гиперсвязей: «внутренние» – соединяли данные между страницами в отдельном файле, и «внешние» – соединяли различные файлы. Это мало чем отличалось от сети, разработанной Т. Бернерсом-Ли позже. Когда Т. Бернерс-Ли начал свою работу, гипертекст использовался главным образом в пределах программ и баз данных, открывая читателям переход от одной части базы данных к информации, сохраненной в другой части. Инновация Т. Бернерса-Ли, имевшего опыт администратора компьютерной сети, состояла в том, что гипертекст стал соединять данные компьютеров «во внешнем мире» за пределами организации. Это было важно в CERN’е, где связывались компьютеры в различных зданиях и в некоторых отдаленных местах. Найденное Т. Бернерсом-Ли решение не заставляло несовместимые машины соответствовать единственному стандарту, но оно синхронизировало хранящиеся данные. Синхронизация достигалась созданием HTTP, компьютерного языка, который сделал возможным работу в широких сетях, как это делает сегодня Интернет. Когда в 1992 году World Wide Web, «Всемирная паутина», была предана гласности, концепция соединения всего со всем через гипертекст, когда-то предложенная Т. Нельсоном, была осознана и понята в полной мере. После того, как в начале 1993 года был выпущен мозаичный браузер (то есть программа для просмотра веб-страниц), гипертекст часто стали называть наиболее революционной новой формой технологии коммуникации начиная с появления телевидения - и возможно наиболее существенной - начиная с изобретения печати И. Гутенбергом, поскольку произошла демократизация и чтения, и письма. Возникнув, сеть продолжает расти, и, кроме того, гипертекст развивается в других интерактивных медиа, например, в электронных книгах (e-book), видео играх и интерактивном телевидении. В итоге благодаря развитию компьютерных технологий и обоснованию логики нелинейного текста оформился гипертекстовый формат, то есть такая организация пространства содержания, которая предполагает любую, зависящую от читателя, последовательность связи элементов текста. И если процесс мышления есть сложное единство инсайтов, то и гипертекст воспроизводится как сеть смысловых элементов, отражающих движение мысли или ассоциативных озарений человека. Цифровые системы для информационного хранения и редактирования, обычно известные как базы данных, показали новые пути использования текстового материала. В созданной компьютерной базе данных «поверхность чтения» была отделена от сохраненной информации. Такая конструкция разделила «непосредственно текст» на два независимых технологических уровня: интерфейс и носитель данных. Социальное значение данного изобретения состояло в том, что массивы данных могли просматриваться, изучаться и обновляться несколькими людьми сразу из различных мест на земном шаре. Оформились действия, которые значительно изменили практики, называемые нами «чтение» и «письмо». Итак, в середине XX столетия с изобретением компьютеров стало понятно, что появилась новая технология работы с текстом, потенциально более гибкая, чем любая предшествующая среда, что вызвало всплеск исследований тех изменений, которые начали происходить в человеческом восприятии информации. Дж. Ландау и П. Дэлани в работе 1991 года « Гипертекст, гипермедиа и исследования литературы: состояние гуманитарной науки» [8] наметили глубокие сдвиги в отношениях между читателями и авторами, между аудиторией и создателями текстов. Автор традиционно был полностью ответственен, предлагая читателю последовательность развития сюжета, а гипертекст дает в руки читателя гораздо большие возможности контроля над текстом. Эти новые возможности стали поводом для авторских экспериментов. Например, оформилось направление, так называемой, дигитальной литературы, один из представителей которой, М. Джойс, написал новеллу «Полдень» в виде блоков электронного текста, предлагая читателю выбрать связи между отрывками, чтобы составить их в любом желательном порядке. В такой ситуации читающий берет на себя ответственность за конечный результат произведения, а автор лишь создает структуру истории. Гипертекст, раздвигая рамки книги, объединяющей последовательно пронумерованные страницы, изменяет принятые ранее идеи авторства, авторского права и творчества. Производимые этим эффекты в рамках культуры и технологии культурной памяти столь же важны, как и те, что когда-то происходили благодаря распространению письменности и книгопечатания. Принимая во внимание, что гипертекст на CD-ROM все-таки ограничивает читательские желания – куда читатель может «пойти», Интернет, как массивный набор баз данных мультимедиа информации, приглашает читателя на «сетевой серфинг». Ссылки в онлайновых текстах постоянно призывают читателя переместиться на другую страницу. Кроме того, вебсайты появляются и исчезают ежедневно, и обновленные файлы заменяют существовавшие до них часто без сохранения предыдущей информации. Динамичное пространство, в которое мы входим благодаря компьютеру, называют киберпространством или кибертекстом. Так, если «гипер» означает «сверхтекст» или пространство содержания без границ, могущее расширяться и соединять сколь угодно большое количество отдельных компонентов информации, то «кибер» (или «cyber») отражает новые возможности управления и конструирования содержания текста всеми читателями-пользователями, а не только автором. Слово «кибер» - нечто искусственное, генерируемое «умной машиной» - пришло в современный словарь со словом «кибернетика». Кибернетическая теория сосредоточена на исследовании искусственного интеллекта и на коммуникации между людьми и компьютерами. Именно этот интерес к отношениям людей и компьютеров привел к созданию производных слов от «кибернетики». Вероятно, наиболее известные – «киборг» и «киберпространство», другие слова формировались посредством комбинации корня «кибер» с привычными словами. В полученных неологизмах смысл регулирования и управления, содержащийся в слове «кибернетика», исчезает, а на первом плане оказываются различные типы установленных компьютером социальных отношений. Так, понятие «киберпространство» относится к Интернету как к среде, генерируемой при помощи компьютеров. Термин был придуман автором-фантастом В. Гибсоном для описания мира будущего, в котором люди смогут погружать себя в графически созданный мир. Киберпространство в значении интернет-пространство привело к целой череде слов, относящихся к действиям, которые люди производят в Интернете (например, кибердемократия, киберкультура, кибертекст). Кибертекст изменяет стандарты и ритмы чтения, но также подрывает власть и полномочия автора и устойчивость/неподвижность текста. Среди ученых, анализирующих феномен кибертекста, выделяется, например, норвежский исследователь Э. Аарсет, который вводит термин «эрго-текст» [3] или «ergodic», для того чтобы описать текст, части которого воспроизводятся для обращающегося к ним человека благодаря активным усилиям самого человека. Э. Аарсет проводит различие между эрго- и неэрголитературой, считая, что компьютерная революция дала жизнь ненарративной литературе, к которой относятся и компьютерные игры. В эрго-литературе читатель должен постоянно участвовать и создавать траекторию движения по тексту, выбирая между различными альтернативами. Другими словами, человеку нужно постоянно работать с текстом («эрго» – работа). По поводу читательской работы можно возразить, что читающий роман Л. Толстого «Война и мир» также прилагает усилия, но в эрго-литературе реализуется работа другого рода: обращение к эрго-текстам связано с действиями читателя в развитии логики произведения. Например, в эрго-литературе читатель должен выбрать, в каком направлении идти, с кем из нападающих сражаться, кого из действующих лиц активировать и т.п. В традиционных книгах читатель может выбирать, какую главу книги читать в первую очередь или, стоит ли перейти от данной страницы к странице с примечаниями. Выбор есть, но он не изменяет концепции произведения, и, напротив, в эрго-тексте усилия читателя имеют далеко идущие последствия - могут, помимо прочего, привести к быстрой смерти героя. «Чтение сноски» в эрго-литературе изменяет развитие сюжета, чего нет в традиционных текстовых форматах. Возможно, лучший пример древнего прообраза современного кибертекста – «Книга перемен», известное произведение китайской пророческой мудрости. Намного более простыми примерами нелинейных текстов, которые требуют от читателя усилий по «сборке» составляющих их частей, являются некоторые из «каллиграмм» начала XX века поэта Г. Аполлинера. Слова этих поэм распространяются в нескольких направлениях, формируя на странице для читателя картину без ясной последовательности строчек. Еще один пример – пьеса 1936 года «Ночь 16 января» американской писательницы русского происхождения A. Рэнд [13] строится как судебное заседание, где члены суда выбираются из зрителей. Пьеса имеет разные окончания в зависимости от приговора суда. В начале 1960-х гг. французский писатель М. Сапорта опубликовал «Композицию номер 1», роман со страницами подобными колоде карт, которые можно перетасовывать и читать в любой последовательности. Произведение создано таким способом, что любая комбинация пластична и открыта для изменений. Довольно известный пример по созданию активных текстов принадлежит французскому поэту Р. Кьюини с его работой «Сто тысяч миллиардов поэм» [12], которая является «механической» книгой, продуцирующей сонеты: 10 ромбов и 14 линий способны к созданию 10 С точки зрения возможностей интерактивного участия эрго-тексты разнообразны, и американский автор М. Джойс предлагает различать «разведывательный кибертекст» и «конструктивный кибертекст». Разведывательный кибертекст – широко распространенный формат, позволяющей пользователю «разведывать» путь в массиве информации, исходя из своих интересов. Понятие «конструктивный кибертекст» относится к таким пространствам содержания, в рамках которых пользователь может самостоятельно создавать или изменять объекты. При сравнении уровня интерактивности разведывательного и конструктивного текстов можно заметить: первый вовлекает читателя в создание «пути» чтения текста, второй – в создание новых деталей текста. Обобщая историю информационных изобретений, подчеркну важность разделения понятий «гипертекст» и «кибертекст». Термин «гипертекст» появился гораздо раньше, он отражает эксперименты с нелинейным структурированием содержания произведений. Идея интертекстуальности, взаимоприсутствия нескольких текстов стала одной из интеллектуальных находок социальной теории эпохи лингвистического поворота. К сегодняшнему дню сложилась авторитетная традиция изучения гипертекста, освещение которой находится за пределами задач, решаемых в данной статье. В настоящей работе показывается, как техническая история новых медиа стимулировала рождение еще одного актуального концепта – понятия «кибертекст». Кибертекст, как я полагаю, неразрывно связан с появлением Интернета и персональным опытом любого человека «входить в содержание» произведения. Такими киберпроизведениями могут быть персональные страницы в социальных сетях, онлайновые компьютерные игры, блоги. Если гипертекст осмыслялся как явление ситуации постмодерна, то кибертекст соответствует состоянию общества и культуры, которое можно назвать «постпост-». Постпостсоциальность впитала многие тенденции конца модерна, но вместе с тем отличается стабилизационным сознанием. На смену игровому отношению к действительности приходит понимание вездесущности социальных правил, действующих, в том числе, и в киберпространстве , пришедшее к нам из эпохи династии Чжоу (1122-770 до н.э). «Книга перемен» составлена из шестидесяти четырех символов или гексаграмм, являющихся двойными комбинациями ровных и ломаных линий. Гексаграмма включает главный текст и шесть маленьких, по одному для каждой линии. Манипулируя, можно соединять тексты двух гексаграмм, производя один из 4,096 возможных текстов. Полученное высказывание содержит ответ на вопрос, который читатель-пользователь записал заранее (например, «сколько риса я должен посеять в этом году?»). Система Книги Перемен вдохновила Г. В. фон Лейбница, создавшего бинарную математику, используемую сегодняшними цифровыми компьютерами. 14 сонетов. В последние десятилетия несколько романов были идентифицированы как эрго-литература: особо можно отметь творчество М. Павича («Пейзаж, нарисованный чаем» 1990 года и др.). Разнообразие конструкций, используемых в этих текстах, и изобретательность авторов демонстрируют то, как бумага может сохранять и транслировать тексты, построенные по принципу эрго-литературы.