Саша Барахта. О коммуникативной функции компьютера в обучении иностранным языкам.

В педагогической литературе приводится довольно большой перечень функций преподавателя иностранных языков, которые можно реализовать средствами компьютера. Самая важная из них — коммуникативная. Она является приоритетной в традиционном обучении и не теряет своего значения в условиях компьютеризации учебного процесса. Коммуникативная функция наиболее полно проявляется в диалоговом взаимодействии пользователя и компьютера как одного из необходимых условий компьютеризованного учебного процесса по иностранным языкам и характерного признака компьютера как технического средства обучения. Диалог пользователя с компьютером происходит соответственно сценарию, созданному разработчиками учебной компьютерной программы, он реализуется в ситуации, когда инициатором диалога выступает ученик.
В Украине в соответствии с совместным соглашением Министерства образования и науки и Академии педагогических наук осуществляется проект по подготовке электронных учебно-методических комплектов (ЭУМК) по иностранным языкам. Отобранное содержание ЭУМК конструируется в соответствии с содержанием аналогичных печатных учебников в форме определенного сюжета. В содержании подготовленных нами ЭУМК мы используем разнообразные виды диалогового взаимодействия. Наиболее частым являются трёх- и четырёхфазовые структуры диалога. Приведем примеры, взятые с ЭУМК по обучению испанскому языку.
1.Компьютер: — Какое испанское слово отвечает украинскому слову “учебник”? Выбери правильный вариант ответа:
A. libro. B. manual. С. cuaderno.
Ученик: — B.
Компьютер: — Ответ правильный
2.Компьютер: — Какую форму испанского глагола нужно вставить в предложение Este verano Pablo __________ a Ucrania.?
Выбери правильный вариант ответа:
A. viajó. B. viajaba. C. ha viajado.
Ученик: — C.
Компьютер: — Ответ правильный
3.Компьютер: — Какое испанское слово наиболее точно передает значение украинского слова “поселок”?
Выбери правильный вариант ответа:
A. pueblo. B. ciudad. C. aldea.
Ученик: — A.
Компьютер: — Ответ правильный
Этот вид диалогового общения больше характерный для условий самостоятельной работы учащихся, для тренировочной деятельности и осуществления самоконтроля результатов работы. При чем трехфазовый диалог предусматривает, что пользователь уже владеет определенным объемом учебной информации (лексикой, грамматикой и т.п.) из темы, которая изучается.
Наиболее эффективной мы считаем такую структуру диалога, которая предусматривает наличие поддержки и состоит из таких фаз: стимул (действие) со стороны компьютера – запрос помощи пользователем – ответ компьютера на запрос пользователя – реакция пользователя (ответ) – обратная связь. В этом случае появляется новая фаза диалога – запрос и получение справочной информации.
1.Компьютер: — В каких городах Испании есть метро? Выбери правильный вариант ответа:
1. Barcelona.
2. Granada.
3. Sevilla.
4. Madrid.
5. Toledo.
6. Valencia.
7. Zaragoza.
8. Bilbao.
Ученик: — (сомневается в выборе правильного ответа).
 — Запрос: Сколько таких городов существует в Испании?
Компьютер: — (предоставляется справочная информация): — 5.
Ученик: — 1, 3, 4, 6, 8.
Компьютер: — Ответ правильный
Как подтвердила апробация, такие виды диалогового взаимодействия являются наиболее эффективными и способствуют успешной реализации коммуникативной функции компьютера в обучении иностранным языкам.